Старший (altr) wrote,
Старший
altr

2300 километров по Южной Африке

Буквально только что я закончил свой автопробег по ЮАР с заездом в Свазиленд и Лесото. Полчаса назад вернул ключи от машины в Avis. Пробег длился 11 дней и покрыл 2300 километров - из Йоханнесбурга в Йоханнесбург по кругу. Маршрут перед вами:


Всё это оказалось на удивление дёшево - моя машина, вполне себе новая (пробег 18500 км, когда я получил ключи), обошлась мне в 20 евро в день. Плюс для того, чтобы пересекать на арендованной машине границу, требуется особое письмо - оно стоит 500 рандов для Свазиленда и 500 рандов для Лесото. Мне его оформили за пару минут. Правда на практике письмо это мне не понадобилось - пограничница в Свазиленде посмотрела на него как баран на новые ворота и спросила: "Что это такое?", а в Лесото я его и показывать не стал.

Конечно, самый большой стресс мне доставлял тот факт, что по прилёте в Йобург нужно было просто сесть в машину и поехать - в левостороннее движение. Я вообще-то начал водить машину совсем недавно - только в прошлом году - и мой опыт вождения ограничивается арендованными машинами (хотя включает 1600-километровый трип по Югу США). И в странах с левосторонним движением мне водить ещё ни разу не приходилось. Это мне доставляло такой стресс, что в день Икс я даже проснулся в 7 утра (неслыханно рано для меня) и потом не мог заснуть. Но ничего, прилетел в Йоханнесбург, пришёл в Avis, и через пять минут уже держал в руках ключи. Я вообще заказывал Тойоту, но мне дали в том же классе Хонду Ballade. Вот она, моя красавица.


Вести на левой стороне оказалось не так уж и сложно. Конечно, в первый момент это очень странно - что ты сидишь с правой стороны машины и что ехать надо не в правую полосу, как подсказывает привычка, а в левую. Ручной тормоз и коробка передач тоже конечно не справа, а слева. Но привыкаешь к этому очень быстро. Мне гораздо больше головной боли доставляли сложные разводки в Йоханнесбурге, которые Google Maps отражает достаточно неадекватно. Я пару раз съезжал не на том съезде и потом приходилось кружить несколько километров, пока выедешь на правильную автотрассу. Maps.me впрочем ещё хуже - она вообще временами врёт и теряется. Лучше всех показал себя использовавшийся мною в Америке Navigon - но у него к сожалению нет карт Южной Африки. Эти все приложения я использую в телефоне естественно, ещё не хватало платить за отдельный GPS.


Для вождения в левостороннем движении есть два главных момента, на которые нужно обращать внимание:
1. Это то, что при выезде на (главную) дорогу скажем с заправки нужно смотреть не налево, как ты привык, а направо - движение идёт оттуда.
2. При парковке и прочих маневрах нужно немного перестроить мозг - машина занимает гораздо больше места слева, чем ты привык, и именно слева легко что-нибудь задеть.
Ну и в целом конечно нужно постоянно фокусироваться на том, чтобы ехать всё-таки в левой полосе, а не в правой. За всю свою поездку я всего пару раз (почти) ошибся - один раз на круговом развороте в Скукузе я автоматически поехал против часовой стрелки, но сразу же понял свою ошибку - к счастью на развороте никого не было - и просто вернулся задним ходом. И второй раз в Эрмело выехал из отеля в правую полосу - но к счастью на дороге была только одна приближавшаяся по той же полосе издалека машина, и я сразу осознал свою ошибку и перестроился. Как видно, ошибку такую гораздо проще сделать на пустой дороге - другие машины не дают забыть о том, как именно двигаться правильно.

Привожу документальное свидетельство. Тут товарищ на заправке намывает мне стекла. Кстати в ЮАР действует такая система, что на заправках ты никогда не выходишь из машины, всегда есть специальные заправщики, которые спрашивают, сколько бензина тебе нужно, и всё делают сами. Везде можно платить карточкой. Заодно они и стекла вымоют. Ребята приветливые, у меня они всегда спрашивали, из какой я страны - уж слишком я белый. Я всегда давал сколько-нибудь рандов на чай.


Вот тут видно, что руль таки справа.


Про южноафриканские дороги нужно сказать, что они очень даже неплохие. На скоростных трассах разрешена скорость в 120 км/ч. На второстепенных дорогах - 100, и на некоторых совсем просёлочных дорогах ограничение 80. В целом все придерживаются этих ограничений - они примерно соответствуют состоянию дорог, поскольку особенно на второстепенных дорогах количество ям временами зашкаливает.


На удивление, об этом часто вежливо сообщает соответствующий знак.


При этом постоянно ведётся ремонт дорог:


В таких вот очередях, когда половина дороги закрыта, я стоял много раз.


Вторую половину открывают для движения то в один, то в другой конец:


Кроме того, нарушение правил в ЮАР чревато - я видел много раз местную дорожную полицию, измеряющую скорость и задерживающую нарушителей. Встречные машины здесь тоже сообщают об "опасности" миганием фар.


Вообще разных интересных знаков тут много. Скажем, такой - кажется, тут велась стрельба не на жизнь, а на смерть.


В целом в Южной Африке дороги пустые. Рассекая на 120 км/ч по какому-нибудь Free State - это бесконечно пустое пространство между Свазилендом и Лесото - запросто можно представить себя где-нибудь на Диком американском Западе. Чтобы кто-нибудь встретился на дороге - это редкость. Впрочем иногда всё-таки попадаются интересные персонажи:


Совсем другое дело - дороги в Лесото и Свазиленде. В Лесото по дороге по проезжей части постоянно бредут какие-то люди. Это школьники, большими группами возвращающиеся домой, это пастухи, ведущие стада коров, это ребята на лошадях и на ослах, это просто праздношатающиеся. В Свазиленде картина аналогичная - только пересекаешь границу, и откуда ни возьмись берутся коровы и школьники и прочий честной народ. В Свазиленде коровы вообще блокировали движение прямо у здания парламента, когда я проезжал мимо.


Что интересно, в Лесото на всех дорогах ограничение скорости 50 км/ч. Дороги при этом вполне приличные, и ограничения этого никто - буквально никто - не придерживается. Все гонят на 80 км/ч. Если в ЮАР я везде ехал в соответствии со знаками, то в Лесото делать это означало нарушать нормальный поток движения - то есть попросту создавать аварийные ситуации. Так что я ехал как все. Впрочем, не раз мимо меня на ещё большей скорости проезжал лесотский traffic control (местное ГАИ, так сказать). Не знаю, в чём заключается их функция - явно не в измерении скорости.


Но на пустых дорогах - всё-таки Лесото по большей степени это просто горы - ограничения скорости не имеют такого большого значения. А вот в Масеру (это столица Лесото) меня ждал культурный шок. Это первая по-настоящему хаотическая африканская столица, и там честно говоря вести машину - это большой стресс. Никто не придерживается никаких правил, люди игнорируют красный свет светофоров, строятся в два ряда на однополосной дороге, выезжают внезапно на дорогу и бесцеремонно подрезают, или просто бросают машину посреди проезжей части - объезжай как хочешь. Я проезжал Масеру два раза, один раз - в вечерний час пик, и честно говоря прямо вспотел от напряжения.

В Свазиленде есть своя престранная особенность - там на каждом углу понаставлено какое-то невероятное количество лежачих полицейских. Рациональное звено в этом есть - дороги там с большим уклоном, много пешеходов и сложных горных разворотов, так что необходимость сбрасывать скорость есть. Но зачем их размещать так коварно? Я ехал в свой отель уже в темноте через Мбабане - это столица Свазиленда. В темноте их не видно и нет никаких предупреждающих знаков. Ты несёшься по главной вроде бы дороге на 100 км/ч и вдруг - бац!!! - и ты паришь... а потом приземляешься брюхом бедняжки-Хонды на этого гада. Несколько таких сальто мортале и я внаглую врубил фары дальнего света. Иначе никак.

Здесь правда гораздо более умиротворённая горная дорога, и безо всяких лежачих полицейских.


В следующем посте - про восхитительный каньон Блайд, первую остановку на многокилометровом пути.
Tags: Лесото, Свазиленд, ЮАР
Subscribe

Posts from This Journal “ЮАР” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments