Старший (altr) wrote,
Старший
altr

2300 километров по Южной Африке

Буквально только что я закончил свой автопробег по ЮАР с заездом в Свазиленд и Лесото. Полчаса назад вернул ключи от машины в Avis. Пробег длился 11 дней и покрыл 2300 километров - из Йоханнесбурга в Йоханнесбург по кругу. Маршрут перед вами:


Всё это оказалось на удивление дёшево - моя машина, вполне себе новая (пробег 18500 км, когда я получил ключи), обошлась мне в 20 евро в день. Плюс для того, чтобы пересекать на арендованной машине границу, требуется особое письмо - оно стоит 500 рандов для Свазиленда и 500 рандов для Лесото. Мне его оформили за пару минут. Правда на практике письмо это мне не понадобилось - пограничница в Свазиленде посмотрела на него как баран на новые ворота и спросила: "Что это такое?", а в Лесото я его и показывать не стал.

Конечно, самый большой стресс мне доставлял тот факт, что по прилёте в Йобург нужно было просто сесть в машину и поехать - в левостороннее движение. Я вообще-то начал водить машину совсем недавно - только в прошлом году - и мой опыт вождения ограничивается арендованными машинами (хотя включает 1600-километровый трип по Югу США). И в странах с левосторонним движением мне водить ещё ни разу не приходилось. Это мне доставляло такой стресс, что в день Икс я даже проснулся в 7 утра (неслыханно рано для меня) и потом не мог заснуть. Но ничего, прилетел в Йоханнесбург, пришёл в Avis, и через пять минут уже держал в руках ключи. Я вообще заказывал Тойоту, но мне дали в том же классе Хонду Ballade. Вот она, моя красавица.


Вести на левой стороне оказалось не так уж и сложно. Конечно, в первый момент это очень странно - что ты сидишь с правой стороны машины и что ехать надо не в правую полосу, как подсказывает привычка, а в левую. Ручной тормоз и коробка передач тоже конечно не справа, а слева. Но привыкаешь к этому очень быстро. Мне гораздо больше головной боли доставляли сложные разводки в Йоханнесбурге, которые Google Maps отражает достаточно неадекватно. Я пару раз съезжал не на том съезде и потом приходилось кружить несколько километров, пока выедешь на правильную автотрассу. Maps.me впрочем ещё хуже - она вообще временами врёт и теряется. Лучше всех показал себя использовавшийся мною в Америке Navigon - но у него к сожалению нет карт Южной Африки. Эти все приложения я использую в телефоне естественно, ещё не хватало платить за отдельный GPS.


Для вождения в левостороннем движении есть два главных момента, на которые нужно обращать внимание:
1. Это то, что при выезде на (главную) дорогу скажем с заправки нужно смотреть не налево, как ты привык, а направо - движение идёт оттуда.
2. При парковке и прочих маневрах нужно немного перестроить мозг - машина занимает гораздо больше места слева, чем ты привык, и именно слева легко что-нибудь задеть.
Ну и в целом конечно нужно постоянно фокусироваться на том, чтобы ехать всё-таки в левой полосе, а не в правой. За всю свою поездку я всего пару раз (почти) ошибся - один раз на круговом развороте в Скукузе я автоматически поехал против часовой стрелки, но сразу же понял свою ошибку - к счастью на развороте никого не было - и просто вернулся задним ходом. И второй раз в Эрмело выехал из отеля в правую полосу - но к счастью на дороге была только одна приближавшаяся по той же полосе издалека машина, и я сразу осознал свою ошибку и перестроился. Как видно, ошибку такую гораздо проще сделать на пустой дороге - другие машины не дают забыть о том, как именно двигаться правильно.

Привожу документальное свидетельство. Тут товарищ на заправке намывает мне стекла. Кстати в ЮАР действует такая система, что на заправках ты никогда не выходишь из машины, всегда есть специальные заправщики, которые спрашивают, сколько бензина тебе нужно, и всё делают сами. Везде можно платить карточкой. Заодно они и стекла вымоют. Ребята приветливые, у меня они всегда спрашивали, из какой я страны - уж слишком я белый. Я всегда давал сколько-нибудь рандов на чай.


Вот тут видно, что руль таки справа.


Про южноафриканские дороги нужно сказать, что они очень даже неплохие. На скоростных трассах разрешена скорость в 120 км/ч. На второстепенных дорогах - 100, и на некоторых совсем просёлочных дорогах ограничение 80. В целом все придерживаются этих ограничений - они примерно соответствуют состоянию дорог, поскольку особенно на второстепенных дорогах количество ям временами зашкаливает.


На удивление, об этом часто вежливо сообщает соответствующий знак.


При этом постоянно ведётся ремонт дорог:


В таких вот очередях, когда половина дороги закрыта, я стоял много раз.


Вторую половину открывают для движения то в один, то в другой конец:


Кроме того, нарушение правил в ЮАР чревато - я видел много раз местную дорожную полицию, измеряющую скорость и задерживающую нарушителей. Встречные машины здесь тоже сообщают об "опасности" миганием фар.


Вообще разных интересных знаков тут много. Скажем, такой - кажется, тут велась стрельба не на жизнь, а на смерть.


В целом в Южной Африке дороги пустые. Рассекая на 120 км/ч по какому-нибудь Free State - это бесконечно пустое пространство между Свазилендом и Лесото - запросто можно представить себя где-нибудь на Диком американском Западе. Чтобы кто-нибудь встретился на дороге - это редкость. Впрочем иногда всё-таки попадаются интересные персонажи:


Совсем другое дело - дороги в Лесото и Свазиленде. В Лесото по дороге по проезжей части постоянно бредут какие-то люди. Это школьники, большими группами возвращающиеся домой, это пастухи, ведущие стада коров, это ребята на лошадях и на ослах, это просто праздношатающиеся. В Свазиленде картина аналогичная - только пересекаешь границу, и откуда ни возьмись берутся коровы и школьники и прочий честной народ. В Свазиленде коровы вообще блокировали движение прямо у здания парламента, когда я проезжал мимо.


Что интересно, в Лесото на всех дорогах ограничение скорости 50 км/ч. Дороги при этом вполне приличные, и ограничения этого никто - буквально никто - не придерживается. Все гонят на 80 км/ч. Если в ЮАР я везде ехал в соответствии со знаками, то в Лесото делать это означало нарушать нормальный поток движения - то есть попросту создавать аварийные ситуации. Так что я ехал как все. Впрочем, не раз мимо меня на ещё большей скорости проезжал лесотский traffic control (местное ГАИ, так сказать). Не знаю, в чём заключается их функция - явно не в измерении скорости.


Но на пустых дорогах - всё-таки Лесото по большей степени это просто горы - ограничения скорости не имеют такого большого значения. А вот в Масеру (это столица Лесото) меня ждал культурный шок. Это первая по-настоящему хаотическая африканская столица, и там честно говоря вести машину - это большой стресс. Никто не придерживается никаких правил, люди игнорируют красный свет светофоров, строятся в два ряда на однополосной дороге, выезжают внезапно на дорогу и бесцеремонно подрезают, или просто бросают машину посреди проезжей части - объезжай как хочешь. Я проезжал Масеру два раза, один раз - в вечерний час пик, и честно говоря прямо вспотел от напряжения.

В Свазиленде есть своя престранная особенность - там на каждом углу понаставлено какое-то невероятное количество лежачих полицейских. Рациональное звено в этом есть - дороги там с большим уклоном, много пешеходов и сложных горных разворотов, так что необходимость сбрасывать скорость есть. Но зачем их размещать так коварно? Я ехал в свой отель уже в темноте через Мбабане - это столица Свазиленда. В темноте их не видно и нет никаких предупреждающих знаков. Ты несёшься по главной вроде бы дороге на 100 км/ч и вдруг - бац!!! - и ты паришь... а потом приземляешься брюхом бедняжки-Хонды на этого гада. Несколько таких сальто мортале и я внаглую врубил фары дальнего света. Иначе никак.

Здесь правда гораздо более умиротворённая горная дорога, и безо всяких лежачих полицейских.


В следующем посте - про восхитительный каньон Блайд, первую остановку на многокилометровом пути.
Tags: Лесото, Свазиленд, ЮАР

Posts from This Journal “ЮАР” Tag

promo altr май 10, 2015 09:51 106
Buy for 50 tokens
Вылазку на Гаити я замышлял ещё в прошлое своё посещение Доминиканской Республики. В тот раз, несмотря на неоднократные попытки купить билет на автобус из Санто-Доминго в Порт-о-Пренс, мне это не удалось - то офис единственной компании на этом маршруте был закрыт, то не было билетов, то на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments