Старший (altr) wrote,
Старший
altr

Пик культуры майя - древний город Копан

Если посмотреть на карту пространства, где жили и строили свои сказочные города индейцы майя, то это пространство полностью накроет Гватемалу, на севере и западе захватит некоторые территории Мексики, а на востоке займёт половину Сальвадора и маленькую полоску на западе Гондураса. Именно в этой полоске, мало связанной в культурном смысле с остальным Гондурасом, и находится древний город Копан - который называют Парижем майя.

Транспортной информации о Гондурасе в интернете исключительно мало. Мне всё же удалось найти намёк на шатл, который якобы ходит из Сан-Сальвадора в Копан. Выяснилось, что фирма Gekko Trail Explorer, которая таковой шатл рекламирует, больше это направление не обслуживает, зато есть фирма Ofintour, которая вроде бы это делает. Моё общение с ней напоминало испорченный телефон - то они не отвечали, то отвечали невпопад, советуя мне отели, вместо того, чтобы назвать хоть какое-то расписание. Но в конце концов я дозвонился до них. Маршрутка должна была заехать за мной в 6.30 утра. В 6 утра в моём номере раздаётся звонок и мне говорят - маршрутка приехала! Но я не стал сходить с ума от спешки, спокойно позавтракал и вышел в 6.26. Поездка до Копана оказалось очень быстрой - это часа четыре, причём самый быстрый путь идёт через Гватемалу! Так что в мой и так забитый штампами паспорт неожиданно добавилось сразу несколько новых.

И вот в 10 утра я в очень милом и уютном туристическом городке Copán Ruinas - который находится от самих руин в 15 минутах ходьбы. Я заселился в дешёвую гостиницу и понял, что вопреки ожиданиям у меня так много времени, что я смогу посетить древний город прямо сегодня.

Мне очень хотелось посетить Копан в первую очередь после прочтения книги "Коллапс" Джеральда Даймонда, которая разбирает целую серию примеров погибших цивилизаций из самых эпох и точек земного шара. Одним из этих примеров служит Копан. Среди других примеров - Остров Пасхи, Гаити, Гренландия, Руанда.


Путь к развалинам идёт через лес:


И вскоре ты уже с волнением выходишь на Главную Площадь Копана. Именно здесь находятся пять огромных каменных стел, выполненных с артистическим мастерством, которому не было равных на всём культурном пространстве майя.


Как ни странно, почти все стелы на Главной Площади изображают одного и того же человека - 13-го правителя Копана по имени Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль, что означает "Восемнадцать Кроликов". Этот правитель правил 43 года и установил в Копане настоящий культ своей личности. Его царствование завершилось крупнейшей катастрофой в истории Копана - в 738 году нашей эры его взял в плен восставший правитель соседнего города Киригуа и принёс в жертву богам, отрубив ему голову.


Царствование царя Восемнадцать Кролик было эпохой наивысшего расцвета копанского искусства и вообще всего искусства майя. После его гибели мощь Копана и его искусства пошли на спад.


Впрочем вероятно разгром Копана и убийство его могущественного царя не по силам было бы простому вассалу. В Киригуа была найдена стела, повествующая о визите в Киригуа за два года до этого императора Калакмуля - главного соперника империи Тикаля, союзником которой был Копан. Возможно, именно калакмульские войска сыграли ключевую роль в поражении Копана.


Все эти стелы расставлены в причудливом порядке на самой Главной Площади. Предполагается, что на ней проходили главные ритуалы поклонения богам, которыми неизменно руководил сам правитель. Он должен был приносить богам в жертву немного своей крови - по разным данным прокалывая мочки ушей, переносицу или пенис. Разумеется при этом приносились и многие другие жертвы - особенно майя любили дарить богам взятых в плен вражеских солдат, вырезая им сердце.






Эта стела, установленная на возвышении на востоке площади, самая старая из тех, что сохранились на ней - она относится к 7-му веку н.э. Что меня всё время удивляет в городах майя, это странный контраст причудливости и очевидной намеренности пространственного размещения всевозможных элементов - построек, стел, иероглифов, орнаментов. Ощущение, как будто инопланетяне понастроили всё это - с одной стороны, как будто есть какая-то логика, но при этом она совершенно непонятна.


Алтарь в виде головы змеи перед одной из стел. Правитель разумеется был воплощением солнца, и ему тоже приносились жертвы.










После знакомства с Главной Площадью наш путь лежит в сторону главного комплекса.


Фотографиями трудно показать топологию местности, поэтому я решил позаимствовать вот эту схему из русской википедии, которая позволяет представить себе общую картину Копана:


Здесь мы подходим к полю для ритуальной Игры В Мяч - которая вероятно является предком таких игр, как футбол и баскетбол.


Две команды сражались друг с другом, олицетворяя борьбу света и тьмы. Точные правила игры неизвестны, однако известно, что проигравших приносили в жертву богам. По некоторым сведениям, одна из двух команд представляла царя, и именно она всегда побеждала.


На предыдущей фотографии виден навес, покрывающий самый главный, самую знаменитый объект в Копане. Это Иероглифическая Лестница. Символически эта Лестница представляет собой наглядную демонстрацию истории династии царей Копана. Династию основал пришелец с севера - вероятно из Тикаля - великий шаман царской крови по имени К’инич-Йаш-К’ук'-Мо в 426 году нашей эры. Его пятнадцать прямых потомков правили Копаном вплоть до 810 года, когда в результате внезапного кризиса династия в одночасье прервалась. Последние алтари не были даже завершены резчиками, храмы и дворцы были заброшены.

Иероглифическую Лестницу построил в нынешнем виде 15-й царь Копана, известный как Дымная Ракушка. Это самая длинная надпись на языке майя, которая сохранилась - порядка 2200 камней с символами. Она представляет собой историю династии от основателя и до 15-го царя. Стела, которая стоит перед Лестницей, изображает самого царя Дымная Ракушка. Если проследить дальше взглядом по середине Лестницы, то увидишь статуи других царей в хронологической последовательности снизу вверх - сначала отец Дымной Ракушки 14-й царь Дымная Обезьяна, потом 13-й царь Восемнадцать Кроликов (на его месте сейчас пустая ниша - статую забрали в Бостон американские археологи), и так далее династия взбирается до верха, где находился храм, посвящённый её божественному основателю.


Фрагмент лестницы.


Царь Дымная Обезьяна. Полный сюрреализм, на мой взгляд, с артистической точки зрения - и в то же время очевидно, что художественное мастерство было невероятным.


Если Тикаль благодаря своим необыкновенно высоким пирамидам называют Нью-Йорком майя, то Копан - это Париж, полный необыкновенных тонких произведений искусства.




Вот так согласно представлениям учёным выглядела Лестница во времена майя. Все здания тогда были выкрашены разными красками, у статуй был раскрашен каждый элемент.


Это вид вниз с Храма 11, на который может забраться. Между деревьями проглядывается стадион для Игры В Мяч и покров Иероглифической Лестницы.


Стела, которая видна на предыдущей фотографии.


По представлениям учёных, с вершины Храма 11 царь мог наблюдать за церемониями - в первую очередь за Игрой В Мяч.








Спускаясь с Храма 11 с другой стороны, оказываешься в Западном Дворе. Главное сооружение в нём - и возможно во всём Копане - это Храм 16, или Акрополь. Европейские первооткрыватели Копана посчитали, что этот храм построен подобно Акрополю на естественной скале. В реальности Храм 16 полностью рукотворный. Более того, это как будто множество матрёшек, которые надеты по очереди друг на друга каждым последующим царём Копана.


Археологи проделали внутри Храма 16 множество туннелей и были шокированы, обнаружив внутри него полностью сохранившиеся предыдущие версии Храма, построенные одна над другой. Из них самая необыкновенная называется Розалила - по цвету красок, которыми был разукрашен спрятанный внутри Акрополиса храм. Эти храмы служили также усыпальницами царей Копана. В самом глубоком фундаменте Храма 16 было найдено тело самого К’инич-Йаш-К’ук'-Мо - основателя копанской династии. У него было обнаружено много заживших травм плеча и грудной клетки - предполагается, он получил их во время ритуальной Игры В Мяч.


Необыкновенный алтарь установлен перед Храмом 16 и считается одним из самых важных памятников в Копане. На нём один за другим изображены все 16 правителей Копана - по четыре на каждой стороне. Прямо перед нами мы видим как первый царь символически передаёт знак царской власти последнему царю. По иронии судьбы, 16-й царь и правда оказался последним.


К югу от основного комплекса находится квартал Эль Сементерио - это жилой комплекс, в котором жил последний царь Копана со своей семьёй.


Это обезглавленный бюст напомнил мне статуи Будды в Аюттайе.


Возвращаясь в комплекс, на вершине Восточного Двора имеется гробница последнего царя Копана, разграбленная ещё в древности.


Драматичности всему комплексу добавляет тот факт, что прямо рядом с ним текла река - и поэтому, хотя реку отвели, и сегодня с востока комплекс ограничен с этой стороны резким обрывом.




Окружающие Копан джунгли.


Идём из Эль Сементерио в Восточный Двор. Слева - тыльная часть Акрополя.


Восточный Двор.


Голова ягуара в Восточном Дворе.






Ещё один взгляд на Восточный Двор и Акрополь. Тут можно увидеть вход в маленький туннель, открытый для туристов - правда вход туда стоит 15 долларов. Я его пропустил, так как говорят, что Розалилу там практически невозможно разглядеть.


Если выйти из главного комплекса и пройти по дороге примерно 2 километра на восток, то можно дойти до ещё одного маленького комплекса, который называется Лас Сепультурас. Когда я был там, кроме меня там не было ни одного другого посетителя - только охранник и билетёрша.


Это довольно длинный круг по джунглям до самого важного памятника - так называемого Дома Писца (здесь он в центре).


В этом комплексе жили всевозможные вельможи. А вообще он даже более древний, чем сам Копан - здесь нашли артефакты, датируемые 1200 годом до нашей эры - то есть 1600 лет до основания царской династии Копана.


На территории Копана имеется также великолепный археологический музей. Ты входишь в него через ворота, выполненные в форме змеиной пасти:


Долго идёшь по длинному извивающемуся коридору:


И вдруг оказываешься посередине огромного открытого пространства, в центре которого находится репродукция храма Розалила, скрытого внутри Акрополиса, в натуральную величину и раскрашенного так, как он выглядел во времена майя. Зрелище поразительное.


Фрагмент Розалилы:


В музее имеется ещё множество интереснейших экспонатов с очень детальными пояснениями символизма каждого элемента. Я там провёл несколько часов, проникаясь магией.




Этот огромный орнамент в виде попугая макау украшал стену стадиона для Игры В Мяч. Попугаи макау вероятно символизировали бога подземного мира.


Последний экспонат музея - это самая первая стела, установленная в Копане первым царём и затем им символически разбитая в качестве жертвы богам. Её осколки нашли захороненными и словно головоломку археологи её восстановили в изначальном виде.


Что же привело к внезапной гибели Копана? Точного ответа до сих пор ни у кого нет. Но наиболее вероятной гипотезой является полное истощение природных ресурсов долины Копана, которое совпало с взрывным ростом населения этой долины. Когда в 9-м веке внезапно одна за другой произошли несколько сильнейших засух, это привели к катастрофическому коллапсу царской власти и общественного порядка в Копане, возможно, сопровождавшемуся общественными беспорядками или усугублённому резким военным поражением. Урок, который из этого нужно вынести, актуален для современного общества - исключительная зависимость от невосполнимых ресурсов чревата внезапными катаклизмами, которые могут полностью уничтожить цивилизацию.

Я закончил осмотр Копана поздно вечером, когда уже начинало темнеть. Перед наступлением темноты я успел сходить в автобусный вокзал и купить билет на следующее утро в самую криминальную столицу в Центральной Америке. Привет, Тегусигальпа!!!!
Tags: Гондурас
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments