Старший (altr) wrote,
Старший
altr

Пик культуры майя - древний город Копан

Если посмотреть на карту пространства, где жили и строили свои сказочные города индейцы майя, то это пространство полностью накроет Гватемалу, на севере и западе захватит некоторые территории Мексики, а на востоке займёт половину Сальвадора и маленькую полоску на западе Гондураса. Именно в этой полоске, мало связанной в культурном смысле с остальным Гондурасом, и находится древний город Копан - который называют Парижем майя.

Транспортной информации о Гондурасе в интернете исключительно мало. Мне всё же удалось найти намёк на шатл, который якобы ходит из Сан-Сальвадора в Копан. Выяснилось, что фирма Gekko Trail Explorer, которая таковой шатл рекламирует, больше это направление не обслуживает, зато есть фирма Ofintour, которая вроде бы это делает. Моё общение с ней напоминало испорченный телефон - то они не отвечали, то отвечали невпопад, советуя мне отели, вместо того, чтобы назвать хоть какое-то расписание. Но в конце концов я дозвонился до них. Маршрутка должна была заехать за мной в 6.30 утра. В 6 утра в моём номере раздаётся звонок и мне говорят - маршрутка приехала! Но я не стал сходить с ума от спешки, спокойно позавтракал и вышел в 6.26. Поездка до Копана оказалось очень быстрой - это часа четыре, причём самый быстрый путь идёт через Гватемалу! Так что в мой и так забитый штампами паспорт неожиданно добавилось сразу несколько новых.

И вот в 10 утра я в очень милом и уютном туристическом городке Copán Ruinas - который находится от самих руин в 15 минутах ходьбы. Я заселился в дешёвую гостиницу и понял, что вопреки ожиданиям у меня так много времени, что я смогу посетить древний город прямо сегодня.

Мне очень хотелось посетить Копан в первую очередь после прочтения книги "Коллапс" Джеральда Даймонда, которая разбирает целую серию примеров погибших цивилизаций из самых эпох и точек земного шара. Одним из этих примеров служит Копан. Среди других примеров - Остров Пасхи, Гаити, Гренландия, Руанда.


Путь к развалинам идёт через лес:


И вскоре ты уже с волнением выходишь на Главную Площадь Копана. Именно здесь находятся пять огромных каменных стел, выполненных с артистическим мастерством, которому не было равных на всём культурном пространстве майя.


Как ни странно, почти все стелы на Главной Площади изображают одного и того же человека - 13-го правителя Копана по имени Вашаклахуун-Уб'аах-К'авииль, что означает "Восемнадцать Кроликов". Этот правитель правил 43 года и установил в Копане настоящий культ своей личности. Его царствование завершилось крупнейшей катастрофой в истории Копана - в 738 году нашей эры его взял в плен восставший правитель соседнего города Киригуа и принёс в жертву богам, отрубив ему голову.


Царствование царя Восемнадцать Кролик было эпохой наивысшего расцвета копанского искусства и вообще всего искусства майя. После его гибели мощь Копана и его искусства пошли на спад.


Впрочем вероятно разгром Копана и убийство его могущественного царя не по силам было бы простому вассалу. В Киригуа была найдена стела, повествующая о визите в Киригуа за два года до этого императора Калакмуля - главного соперника империи Тикаля, союзником которой был Копан. Возможно, именно калакмульские войска сыграли ключевую роль в поражении Копана.


Все эти стелы расставлены в причудливом порядке на самой Главной Площади. Предполагается, что на ней проходили главные ритуалы поклонения богам, которыми неизменно руководил сам правитель. Он должен был приносить богам в жертву немного своей крови - по разным данным прокалывая мочки ушей, переносицу или пенис. Разумеется при этом приносились и многие другие жертвы - особенно майя любили дарить богам взятых в плен вражеских солдат, вырезая им сердце.






Эта стела, установленная на возвышении на востоке площади, самая старая из тех, что сохранились на ней - она относится к 7-му веку н.э. Что меня всё время удивляет в городах майя, это странный контраст причудливости и очевидной намеренности пространственного размещения всевозможных элементов - построек, стел, иероглифов, орнаментов. Ощущение, как будто инопланетяне понастроили всё это - с одной стороны, как будто есть какая-то логика, но при этом она совершенно непонятна.


Алтарь в виде головы змеи перед одной из стел. Правитель разумеется был воплощением солнца, и ему тоже приносились жертвы.










После знакомства с Главной Площадью наш путь лежит в сторону главного комплекса.


Фотографиями трудно показать топологию местности, поэтому я решил позаимствовать вот эту схему из русской википедии, которая позволяет представить себе общую картину Копана:


Здесь мы подходим к полю для ритуальной Игры В Мяч - которая вероятно является предком таких игр, как футбол и баскетбол.


Две команды сражались друг с другом, олицетворяя борьбу света и тьмы. Точные правила игры неизвестны, однако известно, что проигравших приносили в жертву богам. По некоторым сведениям, одна из двух команд представляла царя, и именно она всегда побеждала.


На предыдущей фотографии виден навес, покрывающий самый главный, самую знаменитый объект в Копане. Это Иероглифическая Лестница. Символически эта Лестница представляет собой наглядную демонстрацию истории династии царей Копана. Династию основал пришелец с севера - вероятно из Тикаля - великий шаман царской крови по имени К’инич-Йаш-К’ук'-Мо в 426 году нашей эры. Его пятнадцать прямых потомков правили Копаном вплоть до 810 года, когда в результате внезапного кризиса династия в одночасье прервалась. Последние алтари не были даже завершены резчиками, храмы и дворцы были заброшены.

Иероглифическую Лестницу построил в нынешнем виде 15-й царь Копана, известный как Дымная Ракушка. Это самая длинная надпись на языке майя, которая сохранилась - порядка 2200 камней с символами. Она представляет собой историю династии от основателя и до 15-го царя. Стела, которая стоит перед Лестницей, изображает самого царя Дымная Ракушка. Если проследить дальше взглядом по середине Лестницы, то увидишь статуи других царей в хронологической последовательности снизу вверх - сначала отец Дымной Ракушки 14-й царь Дымная Обезьяна, потом 13-й царь Восемнадцать Кроликов (на его месте сейчас пустая ниша - статую забрали в Бостон американские археологи), и так далее династия взбирается до верха, где находился храм, посвящённый её божественному основателю.


Фрагмент лестницы.


Царь Дымная Обезьяна. Полный сюрреализм, на мой взгляд, с артистической точки зрения - и в то же время очевидно, что художественное мастерство было невероятным.


Если Тикаль благодаря своим необыкновенно высоким пирамидам называют Нью-Йорком майя, то Копан - это Париж, полный необыкновенных тонких произведений искусства.




Вот так согласно представлениям учёным выглядела Лестница во времена майя. Все здания тогда были выкрашены разными красками, у статуй был раскрашен каждый элемент.


Это вид вниз с Храма 11, на который может забраться. Между деревьями проглядывается стадион для Игры В Мяч и покров Иероглифической Лестницы.


Стела, которая видна на предыдущей фотографии.


По представлениям учёных, с вершины Храма 11 царь мог наблюдать за церемониями - в первую очередь за Игрой В Мяч.








Спускаясь с Храма 11 с другой стороны, оказываешься в Западном Дворе. Главное сооружение в нём - и возможно во всём Копане - это Храм 16, или Акрополь. Европейские первооткрыватели Копана посчитали, что этот храм построен подобно Акрополю на естественной скале. В реальности Храм 16 полностью рукотворный. Более того, это как будто множество матрёшек, которые надеты по очереди друг на друга каждым последующим царём Копана.


Археологи проделали внутри Храма 16 множество туннелей и были шокированы, обнаружив внутри него полностью сохранившиеся предыдущие версии Храма, построенные одна над другой. Из них самая необыкновенная называется Розалила - по цвету красок, которыми был разукрашен спрятанный внутри Акрополиса храм. Эти храмы служили также усыпальницами царей Копана. В самом глубоком фундаменте Храма 16 было найдено тело самого К’инич-Йаш-К’ук'-Мо - основателя копанской династии. У него было обнаружено много заживших травм плеча и грудной клетки - предполагается, он получил их во время ритуальной Игры В Мяч.


Необыкновенный алтарь установлен перед Храмом 16 и считается одним из самых важных памятников в Копане. На нём один за другим изображены все 16 правителей Копана - по четыре на каждой стороне. Прямо перед нами мы видим как первый царь символически передаёт знак царской власти последнему царю. По иронии судьбы, 16-й царь и правда оказался последним.


К югу от основного комплекса находится квартал Эль Сементерио - это жилой комплекс, в котором жил последний царь Копана со своей семьёй.


Это обезглавленный бюст напомнил мне статуи Будды в Аюттайе.


Возвращаясь в комплекс, на вершине Восточного Двора имеется гробница последнего царя Копана, разграбленная ещё в древности.


Драматичности всему комплексу добавляет тот факт, что прямо рядом с ним текла река - и поэтому, хотя реку отвели, и сегодня с востока комплекс ограничен с этой стороны резким обрывом.




Окружающие Копан джунгли.


Идём из Эль Сементерио в Восточный Двор. Слева - тыльная часть Акрополя.


Восточный Двор.


Голова ягуара в Восточном Дворе.






Ещё один взгляд на Восточный Двор и Акрополь. Тут можно увидеть вход в маленький туннель, открытый для туристов - правда вход туда стоит 15 долларов. Я его пропустил, так как говорят, что Розалилу там практически невозможно разглядеть.


Если выйти из главного комплекса и пройти по дороге примерно 2 километра на восток, то можно дойти до ещё одного маленького комплекса, который называется Лас Сепультурас. Когда я был там, кроме меня там не было ни одного другого посетителя - только охранник и билетёрша.


Это довольно длинный круг по джунглям до самого важного памятника - так называемого Дома Писца (здесь он в центре).


В этом комплексе жили всевозможные вельможи. А вообще он даже более древний, чем сам Копан - здесь нашли артефакты, датируемые 1200 годом до нашей эры - то есть 1600 лет до основания царской династии Копана.


На территории Копана имеется также великолепный археологический музей. Ты входишь в него через ворота, выполненные в форме змеиной пасти:


Долго идёшь по длинному извивающемуся коридору:


И вдруг оказываешься посередине огромного открытого пространства, в центре которого находится репродукция храма Розалила, скрытого внутри Акрополиса, в натуральную величину и раскрашенного так, как он выглядел во времена майя. Зрелище поразительное.


Фрагмент Розалилы:


В музее имеется ещё множество интереснейших экспонатов с очень детальными пояснениями символизма каждого элемента. Я там провёл несколько часов, проникаясь магией.




Этот огромный орнамент в виде попугая макау украшал стену стадиона для Игры В Мяч. Попугаи макау вероятно символизировали бога подземного мира.


Последний экспонат музея - это самая первая стела, установленная в Копане первым царём и затем им символически разбитая в качестве жертвы богам. Её осколки нашли захороненными и словно головоломку археологи её восстановили в изначальном виде.


Что же привело к внезапной гибели Копана? Точного ответа до сих пор ни у кого нет. Но наиболее вероятной гипотезой является полное истощение природных ресурсов долины Копана, которое совпало с взрывным ростом населения этой долины. Когда в 9-м веке внезапно одна за другой произошли несколько сильнейших засух, это привели к катастрофическому коллапсу царской власти и общественного порядка в Копане, возможно, сопровождавшемуся общественными беспорядками или усугублённому резким военным поражением. Урок, который из этого нужно вынести, актуален для современного общества - исключительная зависимость от невосполнимых ресурсов чревата внезапными катаклизмами, которые могут полностью уничтожить цивилизацию.

Я закончил осмотр Копана поздно вечером, когда уже начинало темнеть. Перед наступлением темноты я успел сходить в автобусный вокзал и купить билет на следующее утро в самую криминальную столицу в Центральной Америке. Привет, Тегусигальпа!!!!
Tags: Гондурас
promo altr may 10, 2015 09:51 106
Buy for 50 tokens
Вылазку на Гаити я замышлял ещё в прошлое своё посещение Доминиканской Республики. В тот раз, несмотря на неоднократные попытки купить билет на автобус из Санто-Доминго в Порт-о-Пренс, мне это не удалось - то офис единственной компании на этом маршруте был закрыт, то не было билетов, то на…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments