Старший (altr) wrote,
Старший
altr

Ереван, Эчмиадзин и армянская еда

Для стороннего наблюдателя мой маршрут в этом путешествии вряд ли поддаётся очевидной логике. Действительно, выбор каждого дальнейшего пункта назначения сочетает множество разных факторов. Куда (удобно) летают самолёты и дёшево стоят билеты? Бывал ли я там раньше? Лежит ли это место примерно в правильном направлении? Смогу ли я найти потом дальнейший билет? Нужна ли мне виза? Какой там сейчас климат? Можно ли/разумно ли туда спонтанно нагрянуть без особой подготовки? Хотелось ли мне всю жизнь туда поехать? Можно ли там посетить или сделать что-то новое и необычное? И ещё ряд соображений.

В результате эта "чёрная коробка" иногда выдаёт результаты, которых мало кто ожидает. Из Польши я отправился в Армению. Купил билет меньше чем за 24 часа до вылета. Оказалось, что МАУ предлагает множество интересных сообщений с пересадкой в Киеве - что я и сделал на пути из Варшавы в Ереван.

Я уже раньше бывал в Грузии и ожидал от Армении чего-то подобного. Но Ереван поразил и удивил меня совершенно другим настроением. Если Грузия показалась мне достаточно меланхоличной и полной ностальгии по каким-то другим, более счастливым временам, то Ереван, от которого вполне можно было бы ожидать ещё большей экзистенциальной грусти, встретил меня полностью противоположным настроением. Уверенным стремлением наслаждаться жаркими летними днями. Множеством новых и строящихся зданий. Толпами людей, прогуливающихся по широким проспектам волшебными вечерами, сидящих в многочисленных кафе, наслаждающимися едой, напитками, моментом, теплом, жизнью.

Начать рассказ о Ереване наверное нужно с его необыкновенной планировки. План города был задуман в 1920-е годы и завершён уже после обретения независимости. Он отличается исключительной правильностью. Центральный Ереван примерно имеет форму круга (это круговая магистраль), в который вписан ромб (создаваемый главными проспектами). При этом в верхнем углу ромба находится Оперный театр, а в нижнем углу - Площадь Республики. Это два главных фокуса городского пространства. Прямо на север от Оперы на гору взбирается необыкновенное сооружение, которое называется Каскад.

Вид на Ереван с высшей точки Каскада. Округлое здание прямо по курсу - Опера. Справа по идее должен быть виден дорогой армянскому сердцу Арарат (который сегодня находится конечно в Турции), но в мареве его не видно.


Вид на Ереван и на Каскад с точки чуть ниже. Каскад - помимо места для прогулок и обзорных видов города - это включает в себя музей современного искусства - так называемый Центр современного искусства Кафесджяна, по имени его главного донора, заморского армянина.


Поэтому каждая последующая площадка Каскада украшена всё новыми произведениями современного искусства.


В частности я повстречался там с такой вот скульптурой китайского артиста. Его эстетика мне памятна, потому что у одного моего брюссельского друга после поездки в Китай вся квартира была завешана его полотнами.


Эскалаторы внутри Каскада. Они соединяют каждый уровень со следующим. Сам музей запрятан внутри горы. Весь комплекс очень впечатляет, как он вписан в топографию места и как естественно и стильно он выглядит.


Просто чтобы дать представление, вид снизу на Каскад - фотка сделана вечером с телефона, поэтому такое качество.


Матенадаран, или Институт Древних Рукописей - очень своеобразное здание-музей-исследовательский центр, расположенный на горе недалеко от Каскада. Крупнейшее хранилище древнеармянских рукописей, которое даёт почувствовать масштаб и возраст этой культуры.


Внутри Матенадарана:


Статуя Матери-Армении в парке на вершине горы к северу от Каскада и Матенадарана. Внутри этой весьма впечатляющего размера статуи имеется Военный музей, который излагает историю армяно-азербайджанской войны за Нагорный Карабах, естественно, с патриотической армянской точки зрения. В общем непонятно, как армяне умудрились в этой войне победить - чудом и какими-то невероятными усилиями. С обеих сторон по существу произведены были этнические чистки на контролируемых ими территориями. На нижнем ярусе музея я с удивлением обнаружил запылённый музей Второй Мировой войны - вернее, армянского участия в ней в составе советской армии. Смотрительница специально для меня включала там свет - не думаю, что на этот этаж кто-нибудь часто заходит.


Вид на Ереван от подножия Матери-Армении:


Площадь Республики - второй центр городского пространства. Большинство зданий в Ереване - и уж точно все главные - сделаны из розового туфа, особой породы, которая в изобилии доступна здесь. Поэтому центр города имеет розовый цвет.


Главная площадь с другого (южного) ракурса. В центре музей армянской истории.


Каждый вечер кажется с 8 до 10 на Площади Республики происходит музыкальное шоу с игрой фонтанов. Честной народ любуется и наслаждается.




В центре этой площади - названной в его честь - бюст Академика Сахарова. Именно благодаря (временной) демократизации в России Армения обрела независимость.


Субботний рынок в Ереване:


Музей Сергея Параджанова на запад от центра:


Вид на стадион от музея Параджанова


В один из дней я отправился в город Вагаршапат (то есть Эчмиадзин, Вагаршапат - это его официальное название, а название Эчмиадзин строго говоря относится к самому собору). Это оказалось сделать совершенно элементарно. Вообще туда ходят маршрутки с вокзала Киликия, но у меня не было времени искать автобус, который идёт на этот вокзал, поэтому я столковался с таксистом. За 2500 драмов (то есть около 4 евро) он обязался отвезти меня в Эчмиадзин - до которого 20 км - с остановкой в Звартнотце. Звартнотц - это кафедральный собор 7-го века, в своё время бывший самым гордым зданием во всей Византии. На его открытие даже приехал византийский император. До нашего времени он дошёл только в виде руин, но даже так он даёт возможность представить, каким впечатляющим он должен был казаться современникам. В Зартнотце нужно было платить за право делать фотографии, что я решил не делать - поскольку в любом случае был очень солнечный день, что не самый лучший момент для фотографирования руин. С моим дружелюбным и разговорчивым таксистом - что вообще характеризовало людей в Армении, в Ереване практически каждый отлично говорит по-русски - мы доехали до Эчмиадзина.

Эчмиадзин - это целый комплекс зданий, в центре которого находится духовное сердце Армении - и всей мировой армянской общины - Эчмиадзинский кафедральный собор. В момент моего посещения сам собор реставрировался, хотя по-прежнему был открыт для посещения (фотографировать внутри не разрешается).  Собор стоит на этом месте с 4-го века - то есть с момента обращения Армении в христианство. Как часто повторяют армяне, Армения была первым государством в мире, которое приняло христианство как государственную религию. На этом месте стоял до этого языческий храм - алтарь которого вроде бы до сих пор сохранился где-то в подвалах под собором. Изначально это была резиденция католикоса (главы армянской церкви - независимой от других церквей). Примерно с 5-го по 15-й век в истории Эчмиадзина был такой тысячелетний перерыв, когда резиденция католикоса путешествовала по другим точкам, пока не вернулась окончательно сюда.

Я пришёл туда незадолго до 5 часов вечера. Внутри собора имеется музей - ризница - которая закрывается именно в 5, и мне очень хотелось её посетить, поскольку там хранится главная христианская реликвия Армении - копьё, которым римские воины пронзили Христа. Это копьё изначально хранилось (и даже дало название) монастырю Гегард, о котором я расскажу в следующем посте, но теперь его можно увидеть здесь. Меня отказались впускать в музей, ссылаясь на то, что он уже закрывается, но я отправился в кассу - которая расположена вне собора - утверждая, что мне нужна всего минута, чтобы посмотреть на копьё. В конце концов очень милая работавшая там девушка просто отвела меня за руку к копью - совершенно бесплатно. В общем у меня остались очень приятные воспоминания об армянской доброте.


В Вагаршапате находится ещё три важных церкви, посвящённые трём монашкам-христианкам, которые по легенде отказались выйти замуж за языческого царя и были замучены. Это церкви Святой Гайанэ, Святой Рипсимэ и церковь Шокагат - самая поздняя из них (имя третьей монашки не дошло до нас). Вид на церковь Святой Гайанэ от Эчмиадзинского собора. Она входит в соборный комплекс.


Церковь Святой Гайанэ. Построена в 630 году и практически не изменилась с тех пор.


Церковь святой Рипсиме, построенная в 618 году. До неё примерно 20 минут ходу от Эчмиадзинского собора по главному проспекту Вагаршапата.


Церковь неизвестной четвёртой монашки - Шокагат.


Эта последняя церковь - самая удалённая от Эчмиадзина и практически неизвестная туристам. Когда я вошёл туда, там происходила служба. Которая имела совершенно местный, подлинный характер. Маленькая церквушка, несколько прихожан разного возраста, непритязательные священники, их тихое пение - в общем, я там просидел довольно долго.


И несколько фотографий армянской еды. Коронное блюдо - хоровац, то есть армянский шашлык. Невероятно вкусно, но каждый день такую гору еды не съесть. Мне ещё понравилось армянское красное вино марки Арени.


Невероятно вкусный (и острый) суп из ягнятины под названием пити в ресторане Artashi Mot.


Ещё один превосходный суп из ягнятины в ресторане "Кавказ".


В Вагаршапате в меню одного центрального кафе я наткнулся ещё на название из своего детства. Окрошка! Не мог пропустить.


В дорогом по местным меркам ресторане Club в центре Еревана. Будете в Ереване - обязательно сходить - невероятно вкусно и очень приятное обслуживание. Суп из трёх разных видов грибов.


Перепёлка, опять же с грибами.
Tags: Армения, ТО ЧТО ПОДКРЕПЛЯЕТ
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments