Старший (altr) wrote,
Старший
altr

Город тридцати миллионов богов

Катманду - волшебное, магическое, завораживающее место. Он вытянулся в продолговатой долине, словно кишащая масса в гигантском котле, в котором происходят самые разные события, смысл которых совсем не очевиден.

На этой фотографии, сделанной с башни Басантапур во дворце Хануман Дхока в западном направлении, видно, как волны океана под названием Катманду устремляются к окружающим горам и охватывают холм справа. На этом холме стоит храм Сваямбу, самый главный храм непальского буддизма, название которого означает "самовосставший". В соответствии с легендой в древние времена долина Катманду была озером (это подтверждается и геологией), из которого вырос лотос. Бодхисаттва Манджушри увидел его во сне, нашёл его, осушил озеро и превратил лотос в холм, на вершине которого теперь стоит Сваямбу.


Ещё одна фотография из башни Басантапур. На сей раз направление - юг. Эта площадь примыкает с юга к королевскому дворцу и Площади Дурбар. Прямо перед нами Улица Фриков, на которой в семидесятые года обитали всевозможные хиппи - медитировали, курили ганджу и предавались свободной любви. Сегодня туристический центр сместился на север - в район Тамель. На Улице Фриков фриков гораздо меньше, но всё равно то и дело попадаются обкуренные товарищи в разнузданных длинных одеждах с дредами.


Главная площадь Катманду - Площадь Дурбар. От одного этого называния у меня взрывается фантазия, я представляю себе роскошные процессии, сопровождаемые экзотической музыкой, которые пересекали её в течение сотен лет, возглавляемые богом-королём Непала, живым воплощением Вишну. Следующие три фотографии продолжают друг друга. Это южная часть Площади Дурбар. Вся площадь - а точнее, это целая россыпь открытых пространств, причудливым образом соединённых друг с другом приблизительно в направлении с юго-запада на северо-восток - застроена храмами. В первые дни сориентироваться между всеми этими экзотическими строениями, галдящими продавцами, пристающими таксистами, навязывающимися гидами, звуками и ароматами, не так-то просто - даже карта, которую ты держишь в руке, кажется, никак не соотносится с реальностью. Пару недель спустя я конечно стал здесь элементарно ориентироваться. Слева на этой фотографии - храм Trailokya Mohan Narayan, посвящённый Вишну. Я делаю эту фотографию с самого большого храма на Площади - храма Маджу Девал, посвящённого Шиве.


Предзакатный час. Маленький храм посередине называется Бималешвар, а справа открывается храм Лакшми Нараян.


Здесь за храмом Лакши Нараян виден другой, очень большой храм, который называется Каштамандап. Каштамандап - самый древний храм в долине Катманду, построенный в 12 веке. По преданию, для его строительства было использовано одно-единственное дерево - впрочем, местные жители в это не верят. Именно от его названия происходит название "Катманду". Он посвящён Горакнату, аскету, который жил в 13 веке, но изнутри выглядит довольно-таки мрачно, а верхние его этажи закрыты для посещения.


В другой день мы забрались на храм Mohan Narayan, который виден на предыдущих фотографиях. Каштамандап прямо перед нами - тогда мы правда не знали о его первостепенной исторической значимости - а в правом углу посреди хаоса преклонил колени гаруда. Гаруда - это ездовая птица бога Вишну, это получеловек, полуорёл. В индуизме каждому богу предписано своё ездовое животное. Их статуи часто устанавливаются у входа в храм, сообщая верующим, какому именно божеству он посвящён.


В середине Площади Дурбар находится статуя Кала Байраб - Чёрного Байраба, Шивы в его самом ужасающем воплощении. В средневековые времена считалось, что солгать, стоя перед этой ужасной статуей, приводило к мгновенной смерти - непальские короли использовали её как детектор лжи, верша здесь суд.


Шестирукий Шива


Площадь Дурбар сообщается с бывшим королевским дворцом, который называется Хануман Дхока. Короли правда уже с середины 20 века жили в другом, более роскошном и современном дворце. Именно там в 2001 году произошло ужасное убийство, которое потрясло всю страну - наследный принц расстрелял из автомата всю королевскую семью, включая своего отца и мать, а потом покончил жизнь самоубийством. Почему? Говорят, потому что родители запрещали ему жениться на его избраннице. Впрочем, простые непальцы не верят официальной версии. Например, говорят что наследный принц был левшой, а выстрел, которым он якобы себя убил, был сделан в правый висок. Они считают, что всё было организовано братом короля - который в момент расстрела находился в другом городе и семья которого не пострадала. Он и стал новым королём - исключительно непопулярным. Все годы своего правления он провёл в борьбе с маоистским восстанием, которую он в конечном итоге проиграл. В 2007 году монархия была упразднена и Непал стал республикой.


Этот Дворик - Кумари Бахал, Дворик Живой Богини. Вход в него виден на одной из предыдущих фотографий. Здесь живёт Кумари, Живая Богиня, воплощение богини Таледжу, покровительницы Непала и особенно королевской династии. Кумари - это юная девочка, которую выбирают в соответствии с особым исключительно строгим ритуалом, наподобие выборов Далай Ламы. Богиня пребывает в её теле до первой менструации, потом выбирают новую Кумари. Мы гуляли по Площади Дурбар и вдруг мне пришло в голову зайти в этот дворик, и я потянул своего спутника туда. Дворик был заполнен возбуждёнными посетителями, не прошло и минуты, как смотрители начали требовать тишины и запрещать фотографировать. И Богиня явилась нам - в центральном окне на этом балконе.


Таинственный посетитель Катманду


Я вздымаю голубей у храма Джаганнат


И ещё несколько фотографий, сделанных бродя по Катманду вокруг Площади Дурбар, всё больше удаляясь от неё.


Главная туристическая артерия Катманду соединяет Площадь Дурбар с рынком Асан Толе. На карте она выглядит как диагональ, нарушающая примерную решётку городских проспектов. В давние времена это было начало главной дороги. Сегодня здесь буйство торговых сделок.


В любом закоулке может найтись храм.


Иногда нужно согнуться пополам, чтобы проникнуть во внутренний дворик - который тоже содержит храм.


Белая буддийская ступа скрыта ещё в одном дворе.


Чем дальше, тем фантастичнее. На оживлённой улице имеется такая вот бесформенная масса прибитых друг к другу гвоздями монет. Это приношения богу зубной боли. Маленькая статуя божества скрывается где-то внутри этого похожего на нарост памятника.


На заполненной магазинами площади находится такая вот шестидесятисантиметровая статуя Будды. Это статуя пятого века.


В фантастическом храме Seto Machhendranath Temple (Jan Bahal) - открытом и для буддистов, и для индуистов.


Это крыса - ездовое животное бога мудрости Ганеши. В маленьком дворике она стоит перед миниатюрным его храмом.


В пустынном дворике - статуя Ханумана, как будто лицо трагического племенного вождя. Её охраняли огромные собаки, которые недружелюбно изгнали меня из дворика.


Ваджра - стилизованный пучок стрел, символ молнии. В буддизме он напоминает о силе и твёрдости духа.


Что это за знак вопроса? В древнем колодце выстроены баки для набора воды.


Будда смотрит во все стороны Катманду.


Всё про Непал:
Катманду, город тридцати миллионов богов
Детский дом в Катманду
10 дней в треке по Гималаям
Храмы Катманду
Патан и Бхактапур
Tags: Непал
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments